Учения о реинкарнации и о вечной загробной жизни в религии Древнего Египта


  Из более чем 3-х тысячелетней истории существования заупокойного бизнеса жрецов Осириса следует выделить два основных этапа в его развитии, весьма существенно отличавшихся друг от друга:


     Первый этап – от возникновения концептуального обоснования отказа от веры в переселение душ, предположительно, во второй половина – последней трети IV тысячелетия до н.э., до краха Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.), а это целое тысячелетие, когда религия Осириса являлась, исключительно, элитарной религией номархов и царей Египта, при отсутствии в ней концепции загробного суда.


     Второй этап – период популяризации заупокойного культа, начиная со времен Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.), вплоть до, условно, «трансформации» или «перерождения» религии Осириса в Христианство, что по продолжительности составляет два тысячелетия.


  Своеобразное возрождение заупокойного бизнеса религии Осириса, основанного на вере в вечную загробную жизнь, на фоне его окончательного увядания в египетском обществе к концу I тысячелетия до н. э., произошло в ходе преобразования («перерождения») религии Осириса в Христианство под патронажем высшего жречества бога Осириса, когда и достигла своего апогея (Лилит, Геката) популяризация (Луна) веры в вечную загробную жизнь (Лилит, Геката) в религии христиан, навязавшей эту парадигму религиозного мышления, первоначально, значительной части населения Европы, что весьма благотворно отразилось уже на церковном бизнесе, прежде всего, Римско-католической церкви.

 

  Однако в контексте данной темы нас интересует, исключительно, первый этап развития бизнеса жрецов Осириса в египетском обществе, что, как это ни парадоксально, позволит его сопоставить с бизнесом касты брахманов в их ведической религии, Индуизм.


  Для первого этапа характерно относительно бесконфликтное сосуществования в египетском обществе проторелигии ещё доисторического Египта с элитарной религией фараонов, религией Осириса, которое (сосуществование) не приводило к упадку морали и нравственных устоев египетского общества в той степени, в какой это произошло на втором этапе развития заупокойного бизнеса жрецов Осириса, в связи с появлением в их религии аморальной и коррупционноемкой концепции загробного суда.

  Формально, вера «в реинкарнацию и переселение душ» подразумевает под собой достоверно неизвестный человечеству отрезок времени загробного существования души, что и было использовано во второй половине – последней трети IV тысячелетия до н.э. жрецами Осириса в качестве предлога для гиперболизации продолжительности загробного существования души, устремленной в их религии в бесконечность. Чему они и находили подтверждение в прекращении ежегодных циклов обновления жизни флоры саванн к востоку и западу от долины Нила, превращенных, преимущественно, в безжизненные пустыни.
  Таким образом, в религии Древнего Египта на первом этапе развития заупокойного бизнеса жрецов Осириса мирно сосуществовали две парадигмы религиозного мышления, основанные как на вере в реинкарнацию, так и на отказе от неё.

 

 

  Парадигма религиозного мышления, характерная для проторелигии Египта, была представлена конгломератом разнообразных номовых и столичных религий, боги которых, в буквальном смысле этого слова, были обременены мирскими аспектами повседневной жизни египтян. Поскольку вера в переселение душ, вполне естественно, не была излишне ориентирована на потусторонние аспекты существовании души после смерти египтянина, тем не менее их не отвергая, в контексте кармической обусловленности реинкарнации.
  Задолго до возникновения религии Осириса, ещё со времен независимости каждого из номов, в каждом из них существовал свой религиозный центр, деятельность жрецов которого в контексте проторелигии Египта имела два приоритетных направления:
     во-первых, вознесение хвалы номовым богам, настаивая на их приоритете для жителей номов, на чем и зиждился традиционный религиозно-номовый сепаратизм, не утративший своего значения на всей протяженности существования Древнего Египта;
     во-вторых, совершенствование представлений жителей нома о кармически обусловленной концепции реинкарнации с её верой в переселение душ, что имело первостепенное значение для социальной адаптации жителей номов. Разъяснение последствий хорошей и плохой кармы для культивирования в социуме приоритетов морали и нравственности, поддержания правопорядка и необходимости следовать законам, включая важность соблюдения религиозных табу.

 


  Религия жрецов Осириса, начиная со времен Раннего царства, была возведена в ранг элитарной религии фараонов и номархов, поэтому жрецы Осириса присутствовали во всех номах, имея возможность и на местах и централизованно развивать учение о загробной жизни в царстве мертвых своего бога. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что даже мифология Осириса подвергалась модификации в течение многих веков, о чем свидетельствует несколько её вариантов, отличавшихся своей конкретикой, которые, по всей видимости, и являлись результатами творческого гения жрецов Осириса из разных религиозных центров Древнего Египта.

  Тем не менее жречество Осириса, присутствуя в каждом из религиозных центров, имело возможность прийти к консенсусу, консолидировано вырабатывая основополагающие учения о загробной жизни, что приобрело особую актуальность на втором этапе развития их заупокойного культа после крах Древнего царства.
  В свою очередь, каждая из жреческих каст номовых (и столичных) религий также совершенствовала в своих религиозных центрах своё учение о реинкарнации, предавая приоритет для жителей номов лишь своим представлений о кармическом механизме переселении душ, оформляя их в конкретику соответствующих учений.