Плюрализм религиозно-философских идей (учений) в Древнем Египте


  Присутствие нескольких вариантов представлений о механизме реализации переселения душ (реинкарнации) в проторелигии Египта подразумевает под собой наличие влиятельных философских школ, по крайней мере, в каждом крупном религиозном центре Древнего Египта, беспрепятственно продолжавших свою деятельность во времена Раннего и Древнего царств!

  Подобное положение вещей в религиозной жизни Древнего Египта было предопределено бесконфликтным сосуществование в египетском обществе того периода проторелигии Египта, последователями которой было почти все население Египта, с религией жрецов Осириса в качестве сугубо элитарной религией фараонов, что было обоюдовыгодно для апологетов этих религий. Этот факт и позволяет прийти к выводу о продолжении плодотворной деятельности жрецов-философов, отдававших предпочтение исконной вере египтян в переселение душ, по крайней мере, в каждом из крупных религиозных центров Древнего Египта, что и подразумевает под собой процесс дальнейшего развития учений о реинкарнации в крупных и влиятельных религиозных центрах во времена Раннего и Древнего царств, т.е. на первом этапе развития заупокойного бизнеса жрецов Осириса, протяженностью в тысячу лет.

  Такое развитие событий в религиозной жизни Древнего Египта времен Раннего и Древнего царств и позволяет объяснить столь же бесконфликтное сосуществование солнечных богов Гелиополя, одним из которых после объединения Египта стал бог Ра в качестве ставленника жрецов религии Осириса, введенный ими в состав эннеады главных богов Гелиополя. При этом Ра не вытеснил окончательно собой своего предшественника в роли исконного солнечного бога Гелиополя, Атума, жрецы которого продолжали свою деятельность в контексте проторелигии Египта, имевшей до объединения Египта статус религии царей Нижнего Египта.

 


  По всей видимости, и на всей протяженности уже второго этапа развития заупокойного бизнеса жрецов Осириса, учения о реинкарнации и переселении душ философских школ проторелигии, отличавшихся своей принадлежностью к разным религиозным центрам Древнего Египта, продолжали совершенствоваться, составляя конкуренцию учению жрецов религии Осириса о вечной загробной жизни, которое, в свою очередь, также претерпело значительные изменения за три тысячи лет своего существования. Эти изменения были обусловлены, в частности, двумя кризисными периодов для заупокойного бизнеса и его общей стагнацией в I тысячелетии до н.э.
  Если во времена Раннего и Древнего царств религии жрецов Осириса была ориентированной на предоставление услуг заупокойного бизнеса лишь фараонов, номархов и их окружения, при отсутствии в ней концепции загробного суда, то крах Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.) привел к кризису заупокойного бизнеса религии Осириса. Этот кризис и вынудил высшее жречество Осириса кардинально изменить приоритеты своего заупокойного бизнеса, переориентировав его на менее состоятельных, но, потенциально, более многочисленных клиентов, с чем и была связана популяризации культа Осириса среди широких слоев населения Египта, начиная со времен Среднего царства. Предварительно – во времена Первого переходного периода (2263 – 2040гг до н. э.) этому процессу предшествовала плодотворная деятельность высшего жречества религии Осириса по внесению значительных изменений в свое учение о царстве мертвых Осириса, и соответственно в представления египтян о его рае, «сехет иару», сделав его достоянием для простых смертных.

  Творческой элитой жречества Осириса (жрецами-философами религии Осириса) была усовершенствована концепция загробного мира, лишь часть которого была представлена царством мертвых Осириса, включая создание с нуля собственной концепции загробного суда с её двумя процедурами загробного судопроизводства, и пр. Лишь оправдательный вердикт богов загробного судилища позволял адептам религии Осириса насладиться вечной жизнью в раю царства мертвых своего бога.
  Фактически, крах Древнего царства повлек за собой самые глобальные измерения в учении о вечной загробной жизни в царстве мертвых Осириса.

 


  Следующий кризис религии Осириса в египетском обществе пришелся на времена завершения эпохи Нового царства (1580–1085гг. до н. э.), чему явилось свидетельством увядание культа Осириса в его центре, в Абидосе, что также потребовало от высшего жречества религии Осириса несколько изменить свои представления о царстве мертвых своего бога: в частности, изменению подверглись представления о судьбах грешников в царстве мертвых Осириса. Так если во времена Среднего и Нового царств обвинительный вердикт судей загробного судилища вел к неминуемой гибели тела и души в пасти чудовища Аммат, что отражено в «Книге мертвых», то, например, в «Сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», относящейся к концу I тысячелетия до н.э., помимо участи грешника сгинуть телом и душой в пасти Собаки Пожирательницы (аналог чудовища Аммат), иных грешников ожидала «в четвертом зале» судьба, аналогичная представлениям христиан о муках грешников в Аду.
  Эту идею Ада для грешников, жрецы заупокойного культа Осириса позаимствовали из учения проторелигии Египта о кармическом воздаянии душам грешников не только в следующем воплощении, но и во время их пребывания в потустороннем мире. Иллюстрацией этому служат слова Са-Осириса, обращенные к своему отцу, Сатни:

«Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда». (4)


  Сказки, подобные Сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса (Сказка о Са-Осирисе), относящейся к концу I тысячелетия до н.э., появились в разных своих вариациях уже во времена Среднего царства, когда и возникла аморальная концепция загробного суда жрецов религии Осириса. Такие сказки изобличали тщетность упований богатых египтян на всемогущество заупокойной магии «Книги мертвых», позволявшей им лелеять надежду разделить гипотетически благостную долю богача в царстве мертвых Осириса, наблюдая со стороны за его пышными похоронами, что и демонстрирует отец Са-Осириса в качестве завязки последующего сказочного повествования.


*            *            *            *            *


  Таким образом, развитие представлений о тех или иных аспектах концепции реинкарнации в контексте проторелигии Египта и совершенствование единого для жрецов Осириса учения о вечном потустороннем существовании души происходило на протяжение всей истории Древнего Египта, отличаясь какими-то нюансами в каждом из крупных религиозных центров, что, несомненно, способствовало развитию религиозно-философского мышления в Древнем Египте, плюрализм выражения которого не был ограничен какими-либо рамками, невзирая даже на элитарное положение религии Осириса в египетском обществе.


  И дабы предупредить какие-либо превратные представления (со стороны апологетов ведической религии, а подобные факты присутствуют в роликах на You Tube) о якобы низком уровне религиозно-философского мышления в Египте, а в те времена философия охватывала собой все направления научной мысли, следует привести свидетельство оставшегося в безвестности автора географического трактата IV века из раздела «сведения о Египте и Александрии»:

«Во всяком случае, Египет преимущественно перед другими странами богат мужами, сведущими в науках. Ведь в его главном городе Александрии ты найдешь философов любого племени и любой школы. Когда между египтянами и греками возник спор о первенстве, египтяне признанные более глубокими и совершенными в мудрости, победили, и первенство было присуждено им.
И действительно, невозможно найти ни в одной области знания сведущего человека — не египтянина родом. Поэтому Египет всегда привлекал философов и мужей науки, которые отличались исключительной мудростью. Ведь они чужды какого бы то ни было шарлатанства; каждый из них доподлинно знает то, о чем говорит, и поэтому никто не берется за все, но каждый исполняет свое дело, украшая его ученостью». (Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии))


  Следовательно, и воспринимаются вполне правдоподобно и убедительно слова Геродота V века до н.э. о первенстве египтян (египетских философов) в распространении учений о бессмертии человеческой души: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души», как и о заимствовании древними греками их учений «как в древнее время, так и недавно».