Абсурдность идеи вечной загробной жизни в свете представлений о Всесильной магии
Нельзя ни отметить алогичности представлений дельцов заупокойного бизнеса по поводу Всесилия их магии, способной якобы оградить усопшего от превратностей его странствий по загробному миру, ограниченных почему-то лишь «путешествием» к чертогу Двух Истин.
Гипотетически, если бы Всесильная магия действительно была способна обеспечить безопасность странствий усопшего, включая фараона, по загробному миру, то он должен был возродиться к земной жизни в той же мере как это удавалось богу Ра, выходившему победителем в схватке с врагами, преодолевая тем самым превратности своего путешествия через загробный мир.
Какие проблемы?
То есть в данном случае мы имеем дело с совершенно бесстыдного обманом египтян, которым, с одной стороны, обещали вечную загробную жизнь в раю в качестве вознаграждения при вынесении оправдательного вердикта суда Осириса, а с другой стороны, усопших наделяли знанием Всесильной магии в заупокойных текстов, дабы они имели возможность беспрепятственно преодолевать превратности своего странствования по загробному миру, что, гипотетически, должно было им гарантировать возможность возрождения к земной жизни, как это имело место в случае с богом Ра, возрождавшимся к жизни нового дня каждое утро.
Формально, Всесильная магия дельцов заупокойного бизнеса должна была стать средством, реализующим реинкарнацию, что противоречило представлениям их религии о вечной загробной жизни!
Вот этот пример вопиющей алогичности результатов мифотворчества дельцов заупокойного бизнеса делает их концепцию загробного мира вообще ничтожной в свете их же представлений о своей Всесильной магии. Этот пример также свидетельствует о том, насколько меркантилизм, положенный в основу религии Осириса, чужд духовности религий, признающих концепцию реинкарнацию.
Здесь следует уточнить, что наличие каких–то магических способностей у отдельных жрецов, особенно эпохи Древнего царства, не ставится под сомнение, поскольку это и позволяло им подчинять своему влиянию фараонов, гиперболизируя в их глазах свои возможности: повелевать с помощью Всесильной магии сущностями потустороннего (загробного) мира.
* * * * *
Конструктивная критика тех или иных религиозных концепций правомерна и уместна лишь в контексте той парадигмы религиозного мышления, порождением которой и является критикуемая концепция или её отдельные части. В результате этого как раз и выявляются противоречивые установки (положения) критикуемой концепции, дискредитирующие её в целом или частично, что служит гораздо более убедительной аргументацией её несостоятельности, чем критика религиозных концепций с позиции, например, атеистического мировоззрения, априори чуждого парадигме религиозного мышления.
* * * * *
Подводя итоги рассмотрения концепции загробного мира в религии Древнего Египта можно констатировать, что меркантилизм дельцов заупокойного бизнеса навязал последователям своей религии совершенно новую в истории религиозной жизни человечества концепцию загробного мира, которая создавала исчерпывающие представления о том, как он устроен и что ожидает в нем адептов религии Осириса после смерти, главным образом в том случае, если они не прибегнут к услугам дельцов заупокойного бизнеса, наделявшим усопшего (!) тайными знаниями Всесильной магии, для чего заупокойные тесты и подлежали захоронению с его мумией.
«Роль магии в потусторонней жизни умершего была первостепенной…
и только у древних египтян встречается прочно укоренившийся обычай хоронить вместе с умершим произведения заупокойной литературы». (1)
Как видим, религия Осириса, основанная на парадигме религиозного мышления, отрицающей концепцию реинкарнации (КР), целиком базировалась на внушении своим адептам (начиная с фараонов) страха перед загробным миром и гипотетическими перспективами их вечной загробной жизни в царстве мертвых, благополучие которой всецело было поставлено в зависимость от жрецов заупокойного культа, на чем и было основано процветание их заупокойного бизнеса!
Во времена уже Нового царства даже те из египтян, кто был безупречен в нравственном отношении, прожив жизнь с Маат в сердце, как оказывается, не был застрахован в религии Осириса от возможности сгинуть в загробном мире на пути к чертогу Двух Истин, не оплатив заранее дельцам заупокойного бизнеса соответствующие услуги их Всесильной магии, для чего ему (или его родственникам) и приходилось прикупать перед смертью свиток «Книги мертвых».
В связи с этим, следует отметить эксклюзивную особенность представлений в религии Осириса о вечной загробной жизни, которая была доступна далеко не всем египтянам. Поскольку далеко не все из них могли вообще рассчитывать на возможность вечной загробной жизни, например, на веке сгинув либо на пути к чертогу Двух Истин, как в рассмотренном выше случае, либо разделить эту же участь уже по вердикту загробного суда, концепция которого была также ни менее меркантильным детищем дельцов заупокойного бизнеса.
Разделение таких понятий как «царство мертвых» и «загробный мир» в контексте религии Осириса вполне оправдано, поскольку царство мертвых было лишь частью загробного мира, соответствуя понятию египетского рая. Наряду с царством мертвых, другая часть загробного мира была представлена всевозможными мифическими чудовищами, символическим воплощением которых стал извечный враг бога Ра, змей Апопи. Эта часть загробного мира символизировала собой угрозу гибели тела и души для усопшего. Поэтому концепция загробного мира религии Древнего Египта времен Нового царства, формально, не предусматривала аналога христианского Ада для грешников.
Весьма продолжительные по времени процессы как формирования концепции загробного суда во времена Первого переходного периода и Среднего царства, так и популяризация учения о нем во времена Нового царства, способны будут пролить свет на этапы распространения изначально лишь элитарной религии Осириса, преимущественно, в состоятельных слоях египетского общества, которая всеми силами стремилась вытеснить собой проторелигию Египта. Как этому, так и, в большей степени, меркантилизму концепции загробного суда в религии дельцов заупокойного бизнеса посвящена вторая часть "Тайны религии Древнего Египта" – Тайны религии Древнего Египта. Часть II
2020 – сентябрь 2021гг.
Новая редакция – июнь 2025г.
Литература
Хронология истории Древнего Египта приведена по П. Монте, за некоторыми исключениями.
1. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. изд. «Наука». 1976.
2. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
3. А. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. Изд. «Азбука-классика». 2008.
4. Геродот. История. Кн. II.14 …???
5. Порфирий. О воздержании. Кн. IV, 6–9 «Об обычаях египетских жрецов».
(http://www.egyptology.ru/antiq/Porphyrii2.pdf)
6. Б. А. Тураев. Культурно-исторические памятники Древнего Востока. Москва. 1915. Рассказ египтянина Синухета.
7. Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)
8. Д. Харрис. Византия. История исчезнувшей империи. 2017.
- << Назад
- Вперёд