Причины появления в религии Древнего Египта концепции загробного суда


  Во времена Раннего и Древнего царств заупокойный бизнес был ориентирован, исключительно, на заботах по обеспечению наилучших условий вечной загробной жизни фараонов, о чем свидетельствуют «Тексты пирамид», и в несколько меньшей степени – представителей высшей сановной знати, что априори делало немыслимой саму идею загробного суда над элитой общества. Этим религия дельцов заупокойного бизнеса и стала привлекательной для фараонов, номархов и высшей знати, создав им привилегию: не быть судимыми судом Маат (психостасия) проторелигии, что в полной мере относилось к египтянам из средних и низших слоев общества.
  Вот в результате подобного отношения к загробной жизни фараонов религия дельцов заупокойного бизнеса и приобрела статус религии фараонов, т.е. «государственной» религии Древнего Египта, изначально получившей распространение лишь в высших кругах общества в столице и в номах. Это сделало её элитарной религией и соответствовало, условно, первому этапу её распространения в Древнем Египте во времена Раннего и Древнего царств.

«Период правления Пятой и Шестой династий был временем процветания придворной аристократии — это подтверждают и размеры, и богатое убранство гробниц вельмож.
Все более сложными по компоновке и богатыми по отделке становились, особенно при Шестой династии, гробницы правителей номов — это свидетельствует о нарастающей силе и амбициозности номархов и их окружения». (2)


  Фараоны и сами популяризировали в высшем обществе свою религию, нередко оплачивая из казны услуги жрецов заупокойного культа и прочие расходы, связанные с организацией пышных похорон своих сановных вельмож, заслуживших их особое расположение. Подобная практика имела место не только в Древнем царстве, но и после его крушения во времена Среднего царства и позже:

«Свидетельства о том, что царь лично входит в распоряжение о заупокойном культе любимого вельможи, нередки особенно из эпохи Древнего Царства». (5 – Б. А. Тураев, «Рассказ египтянина Синухета»)


  Так что религия дельцов заупокойного бизнеса изначально культивировалась лишь в высших кругах египетского общества, вытеснив собой проторелигию, которая продолжала оставаться достоянием средних и низших слоев общества. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что простых египтян в Древнем царстве хоронили, как и в былые времена, не озадачиваясь сохранностью их тел в могилах (без мумификации и без гроба), поскольку в элитной религии фараонов «их потустороннее существование комфорта не предполагало».


  Одна из основных причин крушения некогда могущественной империи, Древнего царства, была связана с исключительным по своей силе влиянием дельцов заупокойного бизнеса на фараонов, навязавших им свои представления о вечной загробной жизни, вынуждая фараонов тратить гигантские средства из казны империи на строительство десятилетиями грандиозных надгробных сооружений, пирамид, с заупокойными храмами возле них.
                                           Гиза

                                                                  Рис. Пирамиды Гизы.

 

  Это веками истощало казну империи, что, по всей видимости, сопровождалось ещё и казнокрадством на строительстве пирамид в размерах, соизмеримых со стоимостью работ. Вот эту традицию гигантомании в удовлетворении своих прихотей и унаследовали все последующие представители авторитарной власти, уповая на вечную жизнь в раю, под влиянием не менее корыстолюбивых служителей культов. Ну и как тому положено быть, вместе с этим многие из них унаследовали и традицию коррупционных откатов и распилов – казнокрадство.


  В контексте проторелигии, грандиозные пирамиды фараонов вообще никакой значимости для их загробной жизни не представляли, однако фараоны Древнего царства клюнули на удочку дельцов заупокойного бизнеса, поэтому и обрекли свою империю на крах. Так что при рассмотрении причин краха Древнего царства, помимо иных причин, следует выделить жирной строкой «пагубное» влияние на фараонов дельцов заупокойного бизнеса, основавших религию Древнего Египта.
  Вполне очевидно, что простые египтяне, вынужденные годами трудиться на строительстве грандиозных пирамид царей Египта времен Древнего царства, были чужды элитарной религии фараонов. Поэтому они просто искренне не понимали как целесообразности таких гигантских расходов из казны империи, так и, в большей степени, целесообразности своего собственного нелегкого труда, исповедуя в большинстве своем проторелигию, которая оставалась достоянием подавляющего большинства населения Египта. Эта ситуация закономерно аккумулировала негативные настроения в среде народных масс, большая часть из которых периодически была задействована на строительстве пирамид, а этот негатив мог находить периодически выход в народных восстаниях, обусловленных не столько тяжёлыми условиями труда, сколько ухудшением условий жизни населения Египта, связанным, скажем, с периодами засухи и неурожая.


  Пропаганда элитарной религии фараонов, как ей и положено, «развешивала лапшу на уши» населению Египта, убеждая и строителей очередных пирамид в том, что покоящиеся в этих грандиозных сооружениях цари Египта, благодаря своей близости к богам, продолжают и в загробном мире заботиться о процветании Египта. Вполне естественно, что подобная пропаганда как раз и мотивировала население Египта усердно трудиться на строительстве пирамид. Однако изредка возникавшие природные катаклизмы, резко ухудшавшие уровень жизни простых египтян, со всей очевидностью демонстрировали населению Египта всю лживость пропаганды религии фараонов. Поэтому в самые критические моменты истории Древнего царства ненависть населения могла выплескиваться именно на усыпальницы фараонов, которые в потустороннем мире явно «пренебрегали своими прямыми обязанностями»: содействовать процветанию Египта.
  Все это происходило, исключительно, в контексте тех религиозных верований, которые и насаждались ранее пропагандой жрецов религии Древнего Египта.

  Так что периодически в истории Древнего Египта происходили природные или иные катаклизмы, которые были способны поставить под сомнение символы веры религии дельцов заупокойного бизнеса в части сакральной значимости для процветания Египта царских усыпальниц, порождая в народе скептическое отношение к ним. Вполне возможно и закономерно, что очередной период засухи, затянувшейся на несколько лет, и завершился крахом Древнего царства, что пагубно отразилось на процветавшем ранее заупокойном бизнесе религии Древнего Египта. Вот эта безрадостная для дельцов заупокойного бизнеса ситуация и сподвигла их к так называемой «демократизации» заупокойного культа.