Концепции загробного суда проторелигии и роль в ней богини Маат


  В контексте проторелигии долины Нила, детализация представлений о загробном мире не имела своей актуальности для её приверженцев, поскольку душа усопшего в нем прибывала всего лишь в ожидании своего перерождения. Тем не менее актуальность концепции загробного суда в этой парадигме религиозного мышления была вполне насущной, что предопределило представление о загробном суде с вполне конкретным его механизмом судопроизводства. И поскольку меркантилизм религии дельцов заупокойного бизнеса был чужд проторелигии, это и предопределило в ней некий механизм загробного судопроизводства, который априори исключал возможность вмешательства человеческого фактора (Всесильной магии) в этот процесс.
  С другой стороны, в той же степени, в какой в проторелигии отсутствовала актуальность детализации представления о загробном мире, в этой же степени её концепция загробного суда не нуждалась в детализации процесса загробного судопроизводства, довольствуясь лишь констатацией участия в нем некой высшей силы абстрактного порядка, воплощением которой в доисторическом Египте стала богиня Маат.

 

МаатРис 19. Маат 

 

«В египетском языке «маат» обозначало сложное, синтетическое понятие, объединяющее понятия: «правда», «истина», «правопорядок», «этическая норма», «божественное установление» (в природе и среди людей), «религиозные и нравственные устои» и т. п. «Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда». Тексты, в которых фигурирует богиня Маат, свидетельствуют о том, что она является обожествленным эквивалентом указанного синтетического абстрактного понятия». (1)


  Маат воплощала собой идею справедливого правосудия, а реализация этого её предназначения уже в загробном суде гарантировала усопшим как неотвратимость, так и справедливость воздаяние за их добрые и злые дела при жизни – идея кармы (хорошей или плохой)! Понимание важности хорошей кармы подразумевало под собой закрепление в религиозном сознании египтян необходимости: «прожить жизнь с Маат в сердце». Это соответствовало насущным потребностям египетского общества в поддержании наиболее благоприятных условий для своего процветания, залогом которого и стали этические нормы, представленные впоследствии в перечне пунктов «негативной исповеди» из «Книги мертвых»:

«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (1)


  Проторелигия лишь декларировала для своих последователей значимость этических норм, вошедших значительно позже в «негативную исповедь». В свою очередь, наиболее значимая часть из этих этических норм была подкреплена сводом светских законов, как результатом деятельности администрации номарха и его судебной ветви власти. Вполне естественно, что современные исследователи Древнего Египта располагают лишь (?) представлениями о религиозной значимости этических норм в египетском обществе благодаря перечню пунктов «негативной исповеди», из чего не следует, что большая часть из этих норм ни была подкреплена светскими законами номов.

 

Маат

Рис 20. Маат

 

  И вообще, парадигма религиозного мышления, основанная на концепции реинкарнации (КР), априори подразумевает, что высшие силы, отождествляемые египтянами с богиней Маат, в курсе всех «нарушений мирового порядка», включая нарушения этических норм (и законов) в египетском обществе. Следовательно, сам факт участия богини Маат в процессе загробного судопроизводства в контексте проторелигии лишал смысла «негативную исповедь» усопшего в её присутствии за своей никчемностью. Именно поэтому процедура загробного судопроизводства с её символическим участием ограничена лишь весами (психостасия – взвешивание сердца), на одной чаше которых лежит сердце умершего, а на другой – перо Маат.

 

  Показателем высокой духовности жречества богов проторелигии долины Нила, не приемлющих меркантилизма, стала их вера в высшую справедливость загробного суда, которая (вера) не подразумевала под собой необходимости крючкотворства в детализации пунктов перечня «негативной исповеди» в процессе загробного судопроизводства с участием богини Маат. Поскольку основное её предназначение отождествлялось с мировым порядком, нарушение которого подразумевало и нарушение (ритуальных и) этических норм социальной жизни в египетском обществе любого из номов.

                                                                                     

Рис 21. Психостасия  Психостасия

 

«Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни». (1)

 

  Неслучайно перо Маат стало высшим мерилом добрых и злых дел усопшего, поскольку именно оно на изображениях богини вертикально возвышается над её головой, символизируя этим вещи более высокого порядка, нежели символизм придания богини облика земной женщины. Эта символика отражена и в вертикальным положении пера Маат на изображениях процедуры судопроизводства (психостасии), присутствующих в разных вариантах «Книги мертвых».

  В современном мире символом правосудия является древнегреческая богиня правосудия, Фемида, с её атрибутами, среди которых присутствуют весы, по всей видимости, заимствованные древними греками, как и женское начало Фемиды, из символики Маат загробного суда проторелигии Египта.

 


  В той же степени, в какой религия Осириса возникла в долине Нила не на пустом месте, а явилась следствием изменений религиозной культуры её населения в результате глобальной климатической катастрофы, превратившей некогда полные жизни саванны Северной Африки в безжизненные пустыни, её концепция загробного суда унаследовала, отчасти, представления о загробном суде из проторелигии, существенным образом исказив их.

  Это заимствование стало лишь первым этапом длительного процесса формировалась в религии Осириса своей собственной концепции загробного суда. Да и сама идея создания концепции загробного суда озадачила жрецов заупокойного культа лишь после краха Древнего царства, что обусловлено несколькими причинами, включая меркантилизм дельцов заупокойного бизнеса.

 К чему этот меркантилизм привел, нам и предстоит разобраться.