Антагонизм между двумя кастами жрецов религии Древнего Египта и его последствия для Христианства


  Многочисленные боги разных номов Древнего Египта покровительствовали земным аспектам жизнедеятельности населения номов и в целом Египта, «содействуя его процветанию», что и составляло смысл служения в их храмах жрецов, которых, условно, можно выделить в касту, чья деятельность была направлена на заботы о земном благоденствии египтян и укреплении государственной мощи Египта.

«Во времена Рамсеса II существовали четыре подразделения войск (полки, дивизии и т. п., как их нередко называют в нашей литературе), носившие имена четырех великих божеств: Амона, Ра, Пта и Сутеха. Это свидетельствует о том, что великие божества, в том числе и Амон, стали олицетворять не только природные, но и общественные силы. Божество, покровительствующее войску, естественно, проявляло благосклонность не только к военачальникам (хотя к ним в первую очередь), но и к воинам, представляющим простой народ». (1)


  В свою очередь, каста жрецов заупокойного культа, имея своих представителей во всех номах, отдала своё предпочтение единому богу царства мертвых, Осирису, проводя празднества и мистерии в его честь по всему Египту. Именно творчеству жрецов заупокойного культа египтяне и обязаны тому, что мифология Осириса в конечном итоге обосновала универсальную концепцию вечной загробной жизни в раю царства мертвых, «сехет иару». Это и гарантировало благостные перспективы отнюдь не загробной, а мирской жизни жрецам заупокойного культа.


  Религия Древнего Египта после объединения Египта приобрела статус элитарной религии фараонов и была представлена деятельностью этих двух каст жрецов во всех религиозных центрах. Это было обусловлено, с одной стороны, заботами царей Египта о перспективе своей благостной вечной загробной жизни в обществе богов, в чем они всецело полагались на жрецов заупокойного культа, а с другой стороны, в их прямые обязанности входило обеспечение земного благоденствия народа Египта, которое в сознании египтян было поставлено в прямую зависимость от деятельности жрецов главных богов Египта, в чьих храмах фараоны и совершал им подношения в этих целях, а также участвовал в разнообразных вне храмовых религиозных ритуалах в тех же целях. Поэтому фараоны и стимулировали деятельность двух каст своей религии, периодически щедро одаривая религиозные центры:

«В широко известном папирусе Харрис I, хранящемся в Британском музее, самом длинном из известных нам папирусов (длина его 45 м), содержится перечень даров – движимого и недвижимого имущества, – которые фараон XX династии Рамсес III (1182–1151 гг. до н.э.) пожаловал трем крупнейшим религиозным центрам страны – Фивам, Гелиополю и Мемфису, а также второстепенным центрам». (1)


  Жрецы, посвятившие себя служению многочисленным богам Египта при их храмах, благодаря своей высокой духовности, выраженной в традициях воздержания от мирских дел, о чем свидетельствует Порфирий (232–306гг) в своей рукописи «Об обычаях египетских жрецов», в большинстве своем не имели ничего общего с меркантилизмом жрецов заупокойного культа. Примером этому, в частности, служит верховный жрец бога Пта Мемфиса, Сатни-Хемуасе, из «сказки о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса». Если подобные ему жрецы и были когда-то обмануты лживой пропагандой дельцов заупокойного бизнеса (о Всесилии магии «Книги мертвых»), внушавшей состоятельным египтянам иллюзию надежды на рай в царстве мертвых Осириса, то со временем к ним приходило понимание меркантилизма касты жрецов заупокойного культа.


  Это негативное отношение значительно усугублялось ещё и тем обстоятельством, что каста жрецов заупокойного культа дискредитировала в глазах египтян верховных богов Древнего Египта, принимавших участие в загробном судилище, что относилось и к гелиопольской эннеаде бога Ра, включая главных богов каждого из номов.

 

  Боги загробного судилищаРис. Первый состав богов загробного судилища.

 

  Именно эти боги в контексте концепции загробного суда, являвшейся детищем жрецов заупокойного культа, участвовали в постыдной для них процедуре судопроизводства – произнесение усопшим «негативной исповеди», уподобляясь безвольным марионеткам, как результату воздействия на них Всесильной магии дельцов заупокойного бизнеса («Книга мертвых»).

  Таким образом, каста жрецов заупокойного культа, отдавая предпочтение своему единому богу Осирису, дискредитировала в глазах египтян верховных и номовых богов Древнего Египта, служению которым была посвящена деятельность второй, условно, касты жрецов религии Древнего Египта.


  Упадку религии Древнего Египта и её заупокойного бизнеса к концу I тысячелетия до н. э. как раз и способствовало обострение антагонизма между двумя её кастами, как результат закономерного конфликта между меркантилизмом жрецов заупокойного культа, утративших в египетском религиозном сообществе свои иллюзорные приоритеты, и тенденциями к высокой духовности, которые покоились на важности соблюдения принципов Маат в египетском обществе. Формально, это был конфликт между приоритетами земной жизни египтян, которым покровительствовали многочисленные боги Древнего Египта, и приоритетами их вечной загробной жизни в царстве мертвых Осириса, на которых и был основан бизнес жрецов заупокойного культа.


  Этот завуалированный в недрах религии Древнего Египта антагонизм между двумя её кастами жрецов впоследствии лег в основу негативного отношения основателей монотеистических религий к многобожию язычников, что и продемонстрировали миру авторы Пятикнижия, включая Моисея, как основоположники религии иудейского Бога, Яхве (Господа).
  Фактически, каста жрецов заупокойного культа религии Древнего Египта, отдавая предпочтение своему единому богу Осирису, заложила основу для возникновения монотеистических религий, также отказавшихся от концепции реинкарнации. Эта преемственность прослеживается и в способах ведения заупокойного бизнеса, где на смену торговли заупокойными текстами «Книги мертвых» в религии Древнего Египта пришла, в частности, торговля индульгенциями в Римско-католической церкви в XVI веке.


  Следующая страница посвящена роли верховных жрецов заупокойного культа религии Древнего Египта в качестве влиятельнейших идеологов религии ранних христиан, что и обусловило упомянутую выше преемственность религии христиан.