Тайны религии Древнего Египта. Часть III
Алекс Кандр
Причины упадка религии Осириса и её замещения Христианством
Древнеегипетская цивилизация просуществовала дольше любой другой цивилизации, насчитывая более трех тысячелетий непрерывной культурной традиции ещё ко временам становления религии христиан в первые века новой эры. Каким-то «чудом» новомодной в первые века н. э. религии христиан удалось за несколько веков искоренить тысячелетние традиции политеистической религии Древнего Египта, включая религию Осириса, в основе которой лежала парадигма религиозного мышления, столь же каким-то «чудом» унаследованная Христианством – вера в вечную загробную жизнь.
Одно дело, когда христианские миссионеры в средние века обращали в Христианство языческие народы Европы, условно, варваров, вполне очевидно, не дороживших культурно-религиозным наследием своих предков, и совсем другое дело, когда религия христиан вытеснила собой не только религиозные традиции древних римлян, но и ещё более древнюю религию Египта.
В чем кроются истоки этого «чуда»?
Константин I оказал протекцию религии христиан, приняв личное участие в формировании её догматики, что позволило ему объединить в своем лице высшую светскую и церковную власть в их устремлениях к идеалам абсолютизма Бога христиан. Однако это никак не объясняет причину добровольного, в большинстве своем, принятия населением Римской империи религии христиан, что, отчасти, относится и к населению Египта, входившему тогда в состав Римской империи.
Для императоров и пр. монархов стран Европы выгода от навязывания своим подданным религии рабов, каковой по факту является Христианство, была вполне очевидной, укрепляя основы авторитаризма их власти, поэтому вполне понятна прагматика подобной мотивации авторитарных правителей Европы.
Как свидетельствуют результаты теологического «волюнтаризма» фараона XVIII династии, Аменхотепа IV (Эхнатона), осуществившего реформу религии правящей династии фараонов под знаменем радикальной нетерпимости к главным обще египетским богам: Амон-Ра, Ра, Гор, Осирис и некоторым другим богам из мифологии Осириса, эта его попытка завершилась полным крахом. После его смерти жречество богов, попавших в немилость при жизни Эхнатона, восстановило в полной мере своё влияние на последующие династии фараонов, вернув, в частности, религии Осириса статус религии фараонов. Следовательно, силовой сценарий навязывания подданным религиозной реформы, перечеркивающей «традиции веры предков», далеко не всегда может увенчаться долгосрочным успехом, как это имело место в Древнем Египте во времена Нового царства.
Поэтому было бы интересно выяснить причины отказа, в частности, жречества и последователей религии Осириса от религиозно-культурных её традиций, уходивших корнями в глубь трех тысячелетий, и неутраченных даже под влиянием греко-македонских завоевателей, начиная с последней треть IV в. до н.э.
Чем религия христиан стала столь притягательной для жречества религии Осириса?
Принимая во внимание фанатическое стремление апологетов Христианства после его возведения в статус государственной религии Римской империи в IV веке искоренить язычество, в частности, представленное политеистической религией Древнего Египта с её двумя религиями, принципиально отличавшимися по своему предназначению в египетском обществе – религии Осириса и проторелигией Египта, посредством уничтожения храмов и святынь многочисленных её богов по всему Египту.
Краткая история религии Осириса и её влияния на моральный облик своих адептов
Во времена Раннего и Древнего царств религия Осириса была сугубо элитарной религией фараонов, ориентированной лишь на оказании услуг заупокойного бизнеса фараонам, номархам и их ближайшего окружения, проявляя трогательную заботу о благостных перспективах вечной загробной жизни первых лиц богатейшей империи, о чем и свидетельствуют памятники заупокойного тщеславия фараонов Древнего царства.
Рис 33. Пирамиды Гизы.
Крах Древнего царства нанес сокрушительный удар по индустрии заупокойного бизнеса религии Осириса, лишив его самых состоятельных клиентов – фараонов Древнего царства, готовых ради удовлетворения своего тщеславия пожертвовать значительную долю бюджета страны на возведение для себя «домов вечности», гигантомания размеров которых до сих пор поражает человечество как одно из семи чудес света.
Потеря такой сказочно-богатой клиентуры времен Древнего царства, серьезно озадачив жречество религии Осириса, заставила искать возможность компенсации потерь за счет расширения клиентуры заупокойного бизнеса. Первоначально, выбор пал на привлечении в число адепты элитарной религии Осириса представителей знати, как наиболее состоятельную прослойку общества, тем самым лишь незначительно снижая планку былой элитарности своей религии, которая тем не менее не утратила этого статуса, как и прежде оставаясь религией последующих династий фараонов.
Этот этап развития заупокойного бизнеса религии Осириса, начавшийся во времена Первого переходного периода как раз и был ознаменован началом кампании по «демократизации» заупокойного культа, изначально коснувшаяся во времена Среднего царства лишь представителей знати, о чем и свидетельствуют «Тексты саркофагов»:
«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона.
В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати». (1)
Завершение эпохи Среднего царства было сопряжено с очередным, уже Вторым по счету переходным (кризисным) периодом, по всей видимости, столь же негативно отразившемся на развитии индустрии услуг заупокойного бизнеса жрецов религии Осириса, по аналогии с результатами Первого переходного периода – после краха Древнего царства. Вследствие чего, дельцам заупокойного бизнеса пришлось ещё снизить планку элитарности своей религии, привлекая в число адептов «хиреющей в элитарном отношении» религии Осириса просто состоятельных египтян из разных слоем общества. Этим и была ознаменована эпоха Нового царства, что сопровождалось появлением и популяризацией концепции загробного суда в религии Осириса, нашедшей свое отражение в заупокойных текстов «Книги мертвых».
Свиток папируса «Книги мертвых» подлежал захоронению в гробу с мумией усопшего, гарантируя ему как безопасное путешествие по загробному миру, так и оправдательный вердикт загробного суда Осириса, и как его следствие – вечную жизнь в раю, «сехет иару», царства мертвых единого бога дельцов заупокойного бизнеса многочисленных номов.
Аморальность заупокойного бизнеса жрецов Осириса напрямую была связана с гарантиями адептам религии Осириса, как во времена Среднего царства, так и Нового царства, наследовать рай царства мертвых Осириса, вне зависимости от прижизненного морально-нравственного облика любого из обладателей заупокойных текстов либо «Текстов саркофагов», либо «Книги мертвых». Это и стало крайне привлекательным соблазнов для привлечения в число адептов религии Осириса, трезво осознававших свою греховную природу египтян, позволяя им и вовсе не переживать по этому поводу, коль скоро гарантии наследовать рай в царстве мертвых Осириса никоем образом не зависели от степени содеянных ими при жизни злых дел, в число которых входили все мыслимые и немыслимые преступления, фигурирующие в «исповеди отрицания» или «негативной исповеди».
Таким образом, религия жрецов Осириса стала просто «манной небесной», обнадеживая моральных уродов и преступников всех мастей надеждами на рай в царстве мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса, став по факту, объектом мечтаний всех грешников, обнадеживая их перспективами счастья и богатства ещё и в вечности загробной жизни.
Подобная оценка аморального облика заупокойного бизнеса религии Осириса не могла ни вызывать справедливого возмущения в среде жречества богов проторелигии Египта, влияние которого в русле их религии на египтян было диаметрально противоположно, прививая им с малолетства искреннюю потребность «прожить жизнь с Маат в сердце», т.е. вести по возможности максимально праведный и законопослушный образ жизни, чем и отличались последователи проторелигии Египта.
Поэтому антагонизм между жрецами Осириса и жречеством богов проторелигии Египта, влияние на социум которых было диаметрально противоположное, вполне закономерно, привел к тому, что как жречество богов проторелигии Египта, так и её последователи, делали все от них зависящее, чтобы дезавуировать в египетском обществе лживость заверений жрецов заупокойного культа о всесилии их заупокойной магии, дескать, способной уберечь воров, разбойников и убийц, а также казнокрадов и взяточников от справедливого возмездия на суде Осириса за их злые дела.
В частности, такая деятельность во благо укрепления этических устоев общества выражалась в распространении сказок, подобных «сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», предназначенной, исключительно, для адептов религии Осириса.
Её смысл как раз и заключался в разоблачении лживой пропаганды значимости магических услуг жрецов заупокойного культа, которая (пропаганда) веками создавала в египетском обществе иллюзию связи финансовых возможностей египтян с их надеждами на вечную загробную жизнь в раю царства мертвых Осириса, «сехет иару». И именно это иллюзорное восприятие доли богача в Аменти (царство мертвых Осириса) и демонстрирует отец Са-Осириса, Сатни-Хемуас, лелея надежды после своей смерти разделить благостную долю богача в Аменти, что и является отправной точкой повествования сказки:
«Сказал тогда Сатни-Хемуас: «Да сделает Осирис, владыка Аменти, так, чтобы мне воздали в Аменти, как воздадут тому богачу, которого погребают с громкими причитаниями, и да минует меня доля того бедняка, которого несут в город мертвых без всяких почестей и церемоний!»»
В результате подобной деятельности сторонников проторелигии Египта, скептическое отношение к религии Осириса и её всесильной заупокойной магии значительно обострилось в среде последователей религии дельцов заупокойного бизнеса, что уже ко временам завершения эпохи Нового царства выразилось в увядании былого блеска культа Осириса в его центре, в Абидосе:
И если «во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса»,
то «по окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (1)
Это свидетельствует о падение интереса к религии Осириса, прежде всего, потенциальных клиентов её заупокойного бизнеса из числа состоятельных египтян, которые и имели возможность совершали паломничество в центр культа Осириса в Абидосе. Откровенная аморальность религии жрецов Осириса, выраженная в торговле свитками заупокойных текстов «Книги мертвых», уже к концу I тысячелетия до н. э. могла окончательно её дискредитировать в глазах значительной части египетского общества.
Подобным же образом дискредитировала себя и Римско-католическая церковь торговлей индульгенциями в XVI веке, что обесценило, в частности, её вероучение, обосновывающее таинства отпущения грехов прихожан священниками, в глазах значительной части католиков центральной и северной Европы, приведя к очередному расколу в Христианстве с возникновением Протестантизма.
Серьезный удар по увядавшему к завершению I тысячелетия до н.э. заупокойному бизнесу религии Осириса нанесла Римская империя в 30 году до н.э., превратившая Египет в свою колонию, ликвидировав институт власти фараонов. В то время как религия Осириса, оставаясь и во времена правления династии Птолемеев религией фараонов, удовлетворяла потребности фараонов и их окружения, посредством предоставления им услуг заупокойного культа.
Следовательно, Римская империя нанесла сокрушительный удар по заупокойному бизнесу жрецов Осириса, от которого они уже оправиться никак не могли, на фоне крайне скептического отношения к «моральным» ценностям их религии в египетском обществе, которое усугублялось на протяжение всего I тысячелетия до н.э.
Эти катастрофические для дельцов заупокойного бизнеса события конца I тысячелетия до н.э. и предрешили участь заупокойного бизнеса религии Осириса, лишив его хоть каких-нибудь перспектив своего возрождения и былого процветания в египетском обществе, что и вынудило её высшее жречество искать иные сферы приложения своих компетенций.
И как показывает история становления Христианства в первые века нового тысячелетия от Р.Х. высшему жречеству религии Осириса удалось совершить, казалось бы, невозможное, о чем и пойдет речь далее.
- Назад
- Вперёд >>