Условность необратимого процесса вхождения цивилизации в эпоху Кали-юга
Вера индийцев в реинкарнацию и переселение душ, при большом разнообразии региональных и обще индийских богов, куда более благотворнее отражается на социальном климате, чем приоритеты веры индусов в бога брахманов, Брахмана, основанные на вере в бессмертие души ВНЕ сансары.
Этот конфликт разнопланового влияния на моральные и нравственные устои индийского общества двух парадигм религиозного мышления имеет в качестве своего прототипа аналогичную конфликтную ситуацию сосуществования в Древнем Египте двух религий: проторелигии, основанной на вере в реинкарнацию, и религии жрецов Осириса, являвшейся сугубо элитарной во времен первых шести династий фараонов Египта.
Вне зависимости от того, что эпоха Кали-юга, сообразно «великому циклу мировых эпох», соотносится с последней третью IV тысячелетия до н.э., сопоставляемой с датой возникновения религии жрецов Осириса и её возведения в ранг религии номархов Верхнего царства.
Тем не менее цивилизацию Древнего Египта, невзирая на этот факт, ни в коем случае нельзя ассоциировать с «Железным веком». Поскольку столь аморальная деятельность жрецов Осириса, особенно начиная со времен Среднего царства и популяризации культа Осириса среди наиболее состоятельных слоев населения Древнего Египта, протекала в египетском обществе в условиях толерантного сосуществования и конкуренции со сторонниками концепции реинкарнации и веры в переселение душ. В условиях плюрализма религиозно-философских воззрений в египетском обществе и в многочисленных религиозных центрах (номовых и столичных) Древнего Египта, невзирая даже на привилегированное положение религии Осириса в качестве религии фараонов, аморальность заупокойного бизнеса жрецов Осириса привела к тому, что уже к концу эпохи Нового царства происходит увядание культа Осириса в его центре в Абидосе, что и привело впоследствии к стагнации заупокойного бизнеса жрецов Осириса:
«Во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса. …
По окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (4)
Этому факту способствовало не только распространение среди приверженцев религии Осириса сказок, подобных Сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса, дискредитирующих возможности заупокойной магии жрецов культа Осириса, но и религиозная реформа фараона XVIII династии, Аменхотепа IV – Эхнатона, запретившего полностью заупокойный бизнес жрецов Осириса, и отказавшегося также от ряда обще египетских богов, мифология и иконография которых была тем или иным образом сопряжена с мифологией Осириса и его сына Гора (Хора).
Таким образом, цивилизация Древнего Египта являла собой арену борьбы между двумя противоположными тенденциями в развитии цивилизации или двумя парадигмами религиозного мышления, одна из которых устремляла цивилизацию в дебри морального разложения и невежества эпохи Кали-юга, а диаметрально противоположная ей тенденция (или парадигма религиозного мышления) была основана на вере в реинкарнацию и переселение душ, стимулируя желание её сторонников, египтян, «прожить жизнь с Маат в сердце» (4), в каждой последующей реинкарнации совершенствуя свои врожденные способности к тому или иному роду деятельности, унаследованные ими из предыдущих воплощений. Эту веру, в частности, унаследовали сторонники китайского буддизма, ассоциируя её с перспективами «даосского бессмертия» в череде перевоплощений.