Второй этап развития заупокойного бизнеса религии Осириса

  Модернизация исходного учения жрецов Осириса о вечной загробной жизни


  Лишь после краха Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.), лишившись столь могущественных и сказочно богатых клиентов той эпохи, жречеству заупокойного культа пришлось переориентировать свой бизнес на менее состоятельных, но, потенциально, более многочисленных клиентов, с чем и была связана так называемая популяризация заупокойного культа во времена Среднего (2160 –1785гг. до н. э.) и Нового царств (1580 – 1085гг. до н. э.).

«Приблизительно в это же время (Среднее царство) начинается распространение и популяризация культа Осириса – бога умерших и повелителя загробного мира…» (4)


  Вслед за крахом Древнего царства, начиная со времен Первого переходного периода (2263 – 2040гг до н. э.), учение жрецов религии Осириса подверглось значительной модернизации, направленной на вовлечение в число потенциальных клиентов заупокойного бизнеса наиболее состоятельных представителей из разных слов египетского общества, предоставив им возможность насладиться райскими условиями вечной потусторонней жизни в царстве мертвых Осириса.
  Для этого необходимо было, во-первых, изменить представления египтян о загробном мире, т.е. значительно усовершенствовать существовавшую ранее концепцию загробного мира, а во-вторых, жречество Осириса озадачилось созданием с нуля собственной концепции загробного суда. И по итогам их плодотворной деятельности загробный суд в царстве мертвых Осириса был представлен двумя совершенно разными процедурами загробного судопроизводства.


Загробный суд ОсирисаРис 9. Загробный суд Осириса.


  Одна была позаимствована из проторелигии – психостасия (взвешивание сердца, перо Маат), исключительно, для целей популяризации своего заупокойного бизнеса среди широких слоев населения Египта, исповедовавших проторелигию, для которой и была характерна эта бесхитростная процедура загробного суда, предельно безукоризненная в моральном отношении.
  Вторая процедура загробного судопроизводства – «произнесение негативной исповеди» усопшим перед богами загробного судилища, стала детищем высшего жречества бога Осириса, предназначаясь, исключительно, для целей финансового процветания заупокойного бизнеса уже в новых условиях популяризации заупокойного культа среди мало-мальски состоятельных слоев населения Египта.


Рис 10. «Сехет иару».   «Сехет иару»


  Свитки папируса «Книги мертвых» с её заупокойной магией и стали широко востребованы в этих новых реалиях заупокойного бизнеса, принося ему баснословные доходы, вселяя надежду любому египтянину, прикупившему её перед смертью, на вечную жизнь в раю царства мертвых Осириса – «сехет иару».


  Присутствовавшая в «Книге мертвых» заупокойная магия и позволяла сделать любого её «посмертного обладателя» просто святым в глазах судей загробного суда, невзирая на тяжесть его прижизненной греховности.

«Если в 125-й главе «Книги мертвых» очень важную, можно сказать основную, роль играет загробный суд, основанный на нравственном принципе, то магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей». (4)


АмматРис 11. Чудовище Аммат, пожиравшее тела и души «грешников» в зале суда Осириса.


  В гипотетическом случае отсутствия «Книги мертвых», например, у закоренелого грешника, его гарантированно ожидал обвинительный вердикт загробного суда, что ему грозило неминуемой гибелью тела и души здесь же в зале суда в пасти чудовища Аммат. Поэтому желание прикупить перед смертью «Книгу мертвых» трансформировалось в насущную потребность, прежде всего, для отъявленных грешников, включая воров и убийц, под этим предлогом ещё в большей степени презиравших нравственные устои египетского общества.

  Это и предоставляло им шанс посредством своей преступной деятельности скопить перед смертью необходимые финансовые средства для покупки не самого дешевого экземпляра свитка папируса «Книги мертвых»; включая оплату и иных услуг дельцов заупокойного бизнеса, каждая из которых (услуг) имела свой прейскурант цен, соответствуя запросам и финансовым возможностям представителей разных слоев населения. Например, Геродот описывает три способа мумификации тела усопшего, которые отличались своей сложностью и качеством выполненных работ, что и определяло их стоимость. Градация уровней качества и исполнительского мастерства при изготовлении свитков папируса «Книги мертвых» подразумевала под собой ещё более расширенный прейскурант цен.


Жрецы заупокойного культа религии Осириса, фактически, приторговывали местами в раю царства мертвых своего же бога, постоянно совершенствуя свой заупокойный бизнес, увеличивая его рентабельность.
«Что-то слышится родное …»


  Появление в религии Осириса во времена Первого переходного периода (2263 – 2040гг до н. э.) – начала Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.) коррупционноемкой и крайне аморальной по своей сути концепции загробного суда, вполне закономерно, способствовало упадку нравственных устоев в египетском обществе, в частности, стимулируя зарождение коррупции в судебной системе и других государственных ведомствах. Популяризация же заупокойного культа во времена Нового царства (1580 – 1085гг. до н. э.) значительно усугубила этот процесс.
  Слова Ж.–Ф. Шампольона: «Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации», наделены глубочайшим смыслом.

 

  Таким образом, отказ от веры в реинкарнацию в религии жрецов Осириса был использован её дельцами заупокойного бизнеса, исключительно, в корыстных целях как во времена Раннего и Древнего царств (3000 – 2778 – 2263гг до н. э.), так и во времена Среднего и Нового царств (2160 – 1085гг. до н. э.), являя собой пример высочайшей рентабельности религиозного бизнеса за всю историю его существования.
  Этот меркантилизм жрецов заупокойного культа религии Осириса закономерно привел к упадку морали и нравственности в египетском обществе, прежде всего среди адептов религии Осириса, которые, преимущественно, принадлежали к элите общества, что лишний раз и подтверждает справедливость утверждения: «рыба гниет с головы».

 


  Не столько родиной, сколько местом возвышения религии Осириса до уровня религии царей Верхний Египет был ном Абидос, впоследствии, со времен Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.), ставший центром культа Осириса:

«Во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса». (4)


  Абидос оставался центром культа Осириса вплоть до конца эпохи Нового царства (1580 – 1085гг. до н. э.), что было связано с последствиями для жизни египтян религиозной реформы фараона XVIII династии, Аменхотепа IV (Эхнатона), запретившего на всей территории Египта, прежде всего, религию Осириса из-за её аморального заупокойного бизнес. Эта попытка Эхнатона восстановить Маат – «этические нормы», «религиозные и нравственные устои» египетского общества, которые присутствовали и сохраняли свою актуальность в нем ещё во времена Древнего царства, была обречена на провал после его смерти. Причиной этому стала высокая степень морального разложения высших слоев египетского общества за несколько столетий популяризации столь аморального новодела жрецов Осириса – концепции загробного суда и «Книги мертвых».


  Несмотря на то, что после смерти Эхнатона дельцам заупокойного бизнеса удалось восстановить свое влияние на фараонов Нового царства, тем не менее их религия, с её верой в вечную загробную жизнь, постепенно теряла свою привлекательность для египтян, из числа её прежних приверженцев, с чем и было связано увядание культа Осириса в его центре в Абидосе:

«По окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (4)

 


  По мере дальнейшего углубления кризиса религии Осириса в египетском обществе к концу I тысячелетия до н.э., чему способствовало и превращение Египта в колонию Римской империи в 30 году до н.э., её высшее жречество, в поисках возможности возрождения своего бизнеса в рамках иной религии, выступило в роли покровителей религии ранних христиан, в частности, в египетской Александрии, фактически, привнеся в Христианство многое из своих наработок, включая главное – веру в вечную загробную жизнь.


  О влиянии жречества религии Осириса на формирование догматики религии ранних христиан, кроме прочего, может свидетельствовать вовлечение вновь обращенных христиан Египта в заупокойный бизнес жрецов Осириса, судя по присутствовавшей среди христианского населения Египта «традиции» мумификации тел усопших, на чем акцентировал внимание М.А. Коростовцев в книге «Религия Древнего Египта»:

«Археологические данные свидетельствуют о трудностях, которые приходилось преодолевать вновь обращенным христианам, расставаясь с языческими обычаями; … Бросается в глаза и то, что мумификация, идеологически чуждая христианству, была широко распространена среди христианского населения Египта». (4)


  Из этого факта египтологи делают неверный вывод, дескать, вновь обращенные христиане были в плену своих прежних языческих обычаев, в то время как это и является свидетельством того, что религия ранних христиан формировалось под патронажем высшего жречества религии Осириса, изначально заинтересованного во внедрении своего заупокойного бизнеса в «плоть» Христианства, исключительно, в контексте веры в вечную загробную жизнь, которую христианская догматика и унаследовало из религии жрецов Осириса. Лишь позже традиционное для заупокойного бизнеса жрецов Осириса мумифицирование тел усопших христиан в Египте было замещено в Христианстве, получившим широкое распространение на европейском континенте, ни менее доходным церковным бизнесом.


  Свидетельство о приоритетной роли Египта в формировании христианской догматики присутствует даже в Библии – цитата из Евангелие от Матфея:

«Бегство в Египет

15. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом
через пророка, который говорит:
«из Египта воззвал Я Сына Моего». (Матф. 2: 15)

 

  В контексте приведенных выше аргументов и смысла цитаты из Библии, Евангелие от Матфея (Матф. 2: 15), совершенно неслучайным фактом представляется размещение в центре площадь собора Св. Петра в Ватикане древнеегипетского обелиска из розового гранита высотой более 25 метров, фактически, символизировавшего собой преемственность Христианства от религии Осириса, являвшейся своеобразным стержнем религии Древнего Египта.

 

 

 Фото 2 пл. Св. ПетраФото 1 пл. Св. Петра

 

Рис 12, 13. Фото площади собора Св. Перта


  Влияние религии Осириса на Христианство прослеживается ещё со времен зарождения религии Отца Иисуса Христа, ветхозаветного Бога, – религии Иудаизм, о чем свидетельствует Ветхий Завет Библии. Так из десяти заповедей, которые Моисей получил от Бога Евреев после исхода евреев из Египта, по крайней мере, семь-восемь из них было, мягко говоря, позаимствовано Моисеем ли, Господом ли у египтян, в частности, из учения жрецов религии Осириса о загробном суде, времен Нового царства. Содержание подавляющего большинства заповедей Господа (не убий, не укради и т.д.) присутствует в перечне пунктов «негативной исповеди», произнесение которой вменялось в обязанность «усопшему египтянину», представшему перед судьями загробного суда Осириса.

  Да и многие из законов, данных Господом через Моисея еврейскому народу, также присутствуют в перечне 42 пунктов «негативной заповеди», признанной египтологами в качестве «морального кодекса египтян» (4), нарушение которого и каралось загробным судом. Поэтому Христианство даже через религию Отца Иисуса Христа, Иудаизм, оказалось подверженным влиянию религии жрецов Осириса и в целом религии Древнего Египта.


  Роль же Христианства на протяжении двух тысячелетий европейской истории известна хорошо, в частности, своей нетерпимостью к язычеству и культуре античного мира, в результате чего Европа на тысячелетие погрузилась в Темное средневековье.


  Религиозная реформа Эхнатона была направлена, преимущественно, на запрет (отказ от) религии Осириса, обусловленный аморальностью её заупокойного бизнеса – торговли свитками «Книги мертвых», подрывавшей нравственные устои египетского общества. Нечто подобное произошло и в Христианстве – из-за столь же аморальной торговли индульгенциями в Римско-католической церкви, результатом чего стал также отказ от Католицизма в ряде стран центральной и северной Европы, отдавших предпочтению Протестантизму, исключившему саму идею отпущения грехов прихожан слугами Господа, включая отказ от католической и православной традиции почитания икон.


  Этот несколько утрированный экскурс в историю возникновения парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от веры в реинкарнацию, позволяет оценить её финансовый потенциал, благотворно отразившийся на процветании как заупокойного бизнеса религии Осириса, так и церковного бизнеса некоторых конфессий Христианства, что будет представлять в дальнейшем немалый интерес в качестве сопоставления с «аналогичным бизнесом» (?!) ведической религии Индуизм, каким бы парадоксальным это утверждение не воспринималось, учитывая браваду академиков от индийской астрологии, противопоставляющих доктрину реинкарнации индийских религий отказу от неё в Христианстве.

 

«Только нация, …, верящая в реинкарнацию и переселение душ, может быть создателем Науки астрологии». К. Н. Рао (1)
«Астрология и карма — и то и другое связано с верой в переселение душ. Это не просто вера, но основополагающая доктрина индийской религии…» К. Н. Рао (2)


  В целом, экскурс в историю религии Древнего Египта, являющийся кратким изложением более развернутого исследования этой религии – Тайны религии Древнего Египта (в трех частях), предоставит возможность на его основе, выделив два основных этапа в развитии заупокойного бизнеса жрецов религии Осириса, более детально исследовать роль в египетском обществе первого из них, что позволит получить представления об учениях о потустороннем существовании души, относящихся как к концепции реинкарнации, так и к вере в вечную загробную жизнь. О чем и пойдет речь далее.