Мотивация отказа от религии Осириса её последователей с появлением Христианства
Что касается отказа, в частности, от религии Осириса её последователей, начиная с первых веков становления Христианства в Египте, так их мотивация вполне прагматична, а прагматизм в реалиях земного бытия весьма востребован. Для многих из них аморальность и ничтожность второй процедуры загробного судопроизводства – произнесение «негативной исповеди», уже стала вполне очевидной как фактор, дискредитирующий значимость магии «Книги мертвых».
В свете столь скептического отношения к услугам дельцов заупокойного бизнеса, тем не менее доверие и уважение к себе вызывала психостасия («взвешивание сердца»), подразумевавшая под собой неотвратимость наказания в загробном мире за содеянные при жизни злые дела, вне зависимости от того богат человек или беден.
Эта тенденция в измерении отношения к загробному суду и смыслу жизни в среде адептов религии Осириса, по всей видимости, стала реальностью в египетском обществе благодаря распространению сказок, подобных «сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», изобличавшей лживость заверений дельцов заупокойного бизнеса о всесилие их заупокойной магии «Книги мертвых».
Этому есть и подтверждение в египтологии, отмеченное М.А. Коростовцевым:
«В самом начале господства Лагидов в Египте, в царствование Птолемея I Сотера, жил верховный жрец бога Тота в Гермополе Петосирис (IV в. до н.э.). В его гробнице множество магических заупокойных текстов. В тексте № 81, в строках 18-22, говорится: «Там (т. е. в потустороннем мире. – М. К..) нет различия между бедным и богатым... нет никого, избавленного от приговора суда. Когда великий собачеголовый [бог] Тот восседает на трон, он готовится судить каждого человека по делам его, совершенным им на земле».
Эти слова свидетельствуют о весьма существенных изменениях во взглядах египтян на загробную жизнь: богатство и связанный с ним в той или иной мере ритуал погребения утрачивают свой смысл, становятся чем-то второстепенным, ибо после смерти «нет различия между богатым и бедным» и все в равной мере ответственны перед богом за свою земную жизнь». (1)
Так что египтяне, уверовавшие в вечную загробную жизнь в контексте религии Осириса, к концу I тысячелетия до н.э., фактически, имели возможность отождествить последствия загробного суда Осириса с аналогичными последствиями загробного суда в проторелигии Египта. Поскольку единственная процедура загробного судопроизводства проторелигии, «психостасия», позаимствованная некогда дельцами заупокойного бизнеса для своей концепцию загробного суда, приобрела к тому времени в представлениях о суде Осириса исключительное значение, определяя участь подсудимого, о чем и свидетельствовало повествование «сказки о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», как и аргументация М.А. Коростовцева, приведенная выше.
Религия жрецов Осириса, формально, предоставляла услуги своей всесильной заупокойной магии в расчете на тех из египтян, кто был заинтересован в ней, осознавая свою греховность, поэтому лишь магическое воздействие заупокойных текстов «Книги мертвых» могло предотвратить для грешника его печальный конец – сгинуть в пасти чудовища Аммат (или «Пожирательницы – собаки повелителя царства мертвых»).
Так что изменившееся во второй половине I тысячелетия до н.э. отношение последователей религии Осириса к загробному суд и смыслу своей жизни, в своей надежде на счастливую участь в раю царства мертвых Осириса, стало неким ментальным препятствием для грешников, которые уже не рассчитывали, как их далекие предшественники времен Среднего и Нового царств, на возможность попасть в рай вечной загробной жизни всего лишь прикупив перед смертью «Книгу мертвых».
Именно по этой причине заупокойный бизнес жрецов Осириса и терял своих потенциальных клиентов из числа египтян, осознававших свою греховную природу, да и в проторелигии грешника ничего хорошего не ожидало по той же причине – справедливого воздаяния за его злые дела судом Маат.
Поэтому стагнация заупокойного бизнеса религии Осириса во второй половине I тысячелетия до н.э. и особенно к началу нового тысячелетия была обусловлена тем, что суд Осириса, фактически, был уподоблен загробному суду проторелигии Египта, где и там и там процедура «взвешивание сердца», психостасия, имела решающее значение при вынесения приговора усопшему, как говориться, не взирая на лица, оценивая лишь морально-нравственный облик подсудимого, что и декларирует Са-Осирис, формально уподобляя суд Осириса, суду проторелигии Египта:
«Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда». (1)
Следовательно, египетским грешникам к концу I тысячелетия до н.э. и податься было некуда в надежде на лучшую долю в потустороннем мире, поскольку и в проторелигии Египта и в религии Осириса им ничего хорошего не светило.
Спасение пришло с появлением новой религии христиан, догматика которой формировалась под чутким руководством высшего жречества религии Осириса, о чем речь шла ранее.
Учитывая изменения в отношении адептов религии Осириса к загробному суду и смыслу своей жизни, как упоминалось выше, заурядному египетскому грешнику в религии Осириса открывались не столь завидные перспективы, какие ему предлагали в религии христиан, где ему могли простить и куда более тяжкие грехи, которые на суде Осириса (психостасия) стоили бы участи сгинуть в пасти чудовища Аммат (или собаки Пожирательницы). Так любой грешник, осознающий свою греховную природу, выберет ту религию, в которой отсутствует в загробном мире беспристрастный суд Осириса, ознаменованный исключительной ролью в нем богини Маат, поскольку его перспективы на рай будут весьма призрачными, вселяя уныние ещё при жизни.
Толи дело в религии христиан времен средневековья («в религии грешников»), знай себе: «греши, и кайся!», а финансовые пожертвования на Церковь и того благодатнее, легко открывали перед грешником врата Царствия Небесного, «чему свидетельствовала» бойкая торговля индульгенциями в Римско-католической церкви в XVI веке, наравне с практикой отпущения грехов священниками, что касалось и других конфессий. Нижеследующий текст, выделенный символами ***, послужит тому подтверждением.
* * * * *
Не только религия Осириса утратила свою привлекательность для её последователей конца I тысячелетия до н.э. по причинам, приведенным выше, но и с религией Древнего Рима произошла та же трагедия, о чем свидетельствует византийский историк V века, Зосима. Он обосновал приверженность Константина I к религии христиан тем, что христианский Бог мог прощать и самые тягчайшие грехи, на прощении которых Константин не мог рассчитывать, исповедуя религию своих предков. И связано это было с тем, что в 326 году по приказу Константина был убит его сын, уличенный в связи с молодой женой императора, которую также предали смерти:
«в 324 году (Константин) расправился со своим бывшим союзником, Лицинием, и после этого, как с явным сожалением отмечает Зосима, вся империя оказалась под властью Константина.
Теперь Константину, которому, когда он стал самым могущественным человеком в мире, уже перевалило за 50, больше не было нужды скрывать свою «злобную натуру». Она проявилась, как утверждает Зосима, когда у него возникло подозрение, будто его молодая жена Фауста вступила в любовную связь с его сыном от прежнего брака, Криспом. Молодой человек был немедленно казнен. Но Фаусту по решению Константина ждала еще худшая участь: ее заперли в раскаленной бане, где она в конце концов и задохнулась.
Когда же дело было сделано, Константин, по словам Зосимы, начал вдруг терзаться виной. Одно дело – убивать врагов в бою, и совсем другое – прикончить жену и сына. Возможно, он боялся, что боги нашлют на него страшную кару, как они поступили с мифическим Танталом, убившим своего сына Пелопса: этот бессердечный отец был приговорен провести вечность, стоя по шею в воде, страдая от безумной жажды и от того, что прохладная вода, стоило ему наклониться, чтобы испить ее, сразу исчезала.
Желая избежать такой участи, Константин созвал на совет священников и мудрецов, но все они сказали ему, что такое страшное преступление нельзя искупить.
Случилось так, что в это время в Риме появился египетский христианин. В начале IV века христиане составляли меньшинство среди населения империи, но в некоторых крупных городах Церковь имела много последователей. Император Диоклетиан (правил в 284–305 гг.) не питал приязни к этому развивающемуся религиозному культу и в 303 году издал указ о том, что церкви должны быть снесены, а копии Писания уничтожены.
Христиане, занимавшие высокие посты в государстве, должны были быть понижены в ранге и принести в приказном порядке, под страхом смерти, жертвы богам. Указ приводился в исполнение, хотя и не целиком и полностью, и многие христиане приняли смерть за свою веру, однако Церковь в целом не была уничтожена и даже при императорском дворе осталось несколько христиан. Знакомство с некоторыми из них привело к тому, что гость из Египта был допущен к Константину.
Он заверил императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи.
Как сообщает Зосима, Константин проглотил наживку.» (8)
(Византия. История исчезнувшей империи. Джонатан Харрис. 2017)
В контексте ранее обоснованного вывода о том, что верховные жрецы религии Осириса стали идеологами религии ранних христиан, следует особо обратить внимание на упоминание историком V века, Зосимом, страны из которой прибыл в Рим христианин, допущенный к Константину, а это Египет с его столицей того времени, Александрией. Так что оплотом раннего Христианства даже при Диоклетиане оставалась Александрия благодаря деятельной поддержке ранних христиан жречеством религии Осириса, большая часть жрецов из которой к тому времени уже мигрировала в религию ранних христиан, став коптскими священниками христианских церквей.
Эта версия Зосимы, объясняющая приверженность Константина к Христианству, имеет свои очевидные изъяны, однако факт убийства им своего сына и жены имел место, как и закономерная тревога Константина – разделить участь мифического Тантала, лишь в том случае, если он останется верным религии предков.
Так что и на этом примере можно убедиться в том, что церковный бизнес религии христиан, услуги которого предлагали христианские священники, стал более привлекательным не только для египтян, но и для римлян, уверениями священников, что христианский Бог (посредством Своих наместников на земле, священников) может прощать христианам даже убийство своих детей и жен, открывая врата христианского рая, Царствия Небесного!!!
Стоит ли удивляться тому, что не только «Константин проглотил наживку», как об этом сообщает Зосима, но и подавляющее большинство, в частности, египтян, осознающих свою греховность, последовали его примеру, нисколько не опасаясь умножать свои греховные деяния, в надежде на «всепрощение» христианского Бога.
* * * * *
Подводя итоги
Жрецы заупокойного культа, наблюдая за тем, как неумолимо их религия и бизнес приходит в упадок, а затем и вовсе вытесняются Христианством, движимые своим меркантилизмом, легко переметнулись на сторону более рентабельного бизнеса, влившись в ряды священников христианских церквей, став коптскими священниками этих церквей. Это было предопределено вовлеченность верховных жрецов религии Осириса в формирование догматики раннего Христианства, которые, фактически, таким образом подготовили почву для миграции своего жреческого сословия из приходившей в упадок их религии, в созданную по её «клеше» религию христиан, поэтому и ставшую наследницей единобожия жрецов религии Осириса, её парадигмы религиозного мышления и иных религиозных приоритетов.
Аналогичный процесс происходил более трех тысячелетий до этого, когда часть жрецов проторелигии Египта, меркантильная по своей природе, легко перешла в стан дельцов заупокойного бизнеса, основавших религию Осириса, чей бизнес процветал, благоденствуя, первые два тысячелетия из отпущенных ему трех тысячелетий.
В додинастические времена жречество Осириса формировалось в большинстве своем из служителей культа пришлых племен, которые были вынуждены мигрировать в долину Нила из-за катастрофических последствий усыхания климата в северной Африки, что и предопределило их готовность отказаться от парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта.
Через три с лишним тысячелетия уже жрецам заупокойного культа пришлось мигрировать, покидая приходившую в упадок свою религию, на подготовленную их верховными жрецами «почву» религии ранних христиан, теология и догматика которой благоприятствовали массовому исходу жрецов заупокойного культа из религии Осириса.
И если в религии Осириса её жречество контролировало лишь часть религиозной сферы жизни египетского общества, уступая пальму первенства жречеству проторелигии Египта, что значительно усугубилось к концу I тысячелетия до н. э., то в религии христиан её религиозные приоритеты приобрели доминирующее влияние на все аспекты жизни христианского мира.
Вот жречеству проторелигии Египта, представленному жрецами разнообразных её номовых богов, «повезло» куда меньше, а их антагонизм с жречеством Осириса с возникновением Христианства, естественно, обратился для них жестокими гонениями с готовностью стереть язычество с лица земли, чем и отличилось Христианство на протяжении многих веков своего господства в западном мире.
Жречество многочисленных богов проторелигии Египта, признанные Христианством язычниками, благодаря своей высокой духовности и как следствие этого – своему высокому социальному статусу в египетском обществе, прививало с малолетства египтянам желание «прожить жизнь с Маат в сердце». И вполне закономерно, как показывает история религии Осириса, именно по этой причине, оно представляло собой и своим существование в египетском обществе фатальную угрозу для заупокойного бизнеса, что и привело к его упадку в I тысячелетии до н. э.
Таким образом, и преследование язычников апологетами Христианства также является следствием влияния идеологов религии ранних христиан из числа верховных жрецов религии Осириса, которые и усматривали в язычниках потенциальную угрозу для своего уже церковного бизнеса, памятуя о причине упадка своего заупокойного бизнеса в Египте.
Так что наследственная предрасположенность к меркантилизму в среде служителей культов, унаследованная ими из опыта их предыдущих реинкарнаций, из века в век находит достойное этим способностям применение.
В этом и можно убедиться на примере миграции основоположников религии Осириса в долину Нила в IV тысячелетии до н. э., которые первоначально бесконфликтно адаптировались к сосуществованию с жречеством проторелигией Египта, привнеся в религиозную культуру населения долины Нила веру в вечную загробную жизнь. А по прошествии трех тысячелетий подготовили почву для следующей своей миграции, подчинив своему влиянию религию ранних христиан, чтобы уже властвовать в религиозной жизни христианского мира безраздельно, что и было реализовано посредством искоренения язычества.
На этом можно и завершить в общих чертах «эпопею» становления в Древнем Египте заупокойного бизнеса религии Осириса, завершившуюся миграцией жречества Осириса в религию (ранних) христиан, догматика и теология которой воплотили в себе все их религиозные приоритеты.
Детализация некоторых этапов развития религии Осириса приведена в разделе, посвященном реальной причине религиозной реформы фараона XVIII династии, Аменхотепа IV-Эхнатона, которая весьма далека от представлений о ней «большинства современных египтологов» (Н. Ривз). Реальная причина и цель реформы Эхнатона
2020 – сентябрь 2021гг.
Новая редакция – июнь 2025г.
Литература
Хронология истории Древнего Египта приведена по П. Монте, за некоторыми исключениями.
1. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. изд. «Наука». 1976.
2. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
3. А. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. Изд. «Азбука-классика». 2008.
4. Геродот. История. Кн. II.14 …???
5. Порфирий. О воздержании. Кн. IV, 6–9 «Об обычаях египетских жрецов».
(http://www.egyptology.ru/antiq/Porphyrii2.pdf)
6. Б. А. Тураев. Культурно-исторические памятники Древнего Востока. Москва. 1915. Рассказ египтянина Синухета.
7. Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)
8. Д. Харрис. Византия. История исчезнувшей империи. 2017.
- << Назад
- Вперёд