Мотивация отказа от религии Древнего Египта её последователей


  Что касается отказа от религии Древнего Египта её последователей, начиная с первых веков становления Христианства в Египте, так их мотивация вполне прагматична, а прагматизм в реалиях земного бытия весьма востребован. Для многих из них аморальность и ничтожность второй процедуры загробного судопроизводства (произнесение «негативной исповеди») была вполне очевидной как фактор, дискредитирующий религию Древнего Египта. В свете такого скептического отношения к услугам дельцов заупокойного бизнеса, тем не менее доверие и уважение к себе вызывала психостасия (взвешивание сердца), подразумевавшая под собой неотвратимость наказания в загробном мире за содеянные при жизни злые дела.


  Взять хотя бы в качестве примера заурядного грешника из простых смертных, для которого после смерти в религии Древнего Египта открывались не столь завидные перспективы, какие ему предлагали в религии христиан, где ему могли простить и куда более тяжкие грехи, которые на суде Осириса (психостасия) стоили бы участи сгинуть в пасти чудовища Аммат (или собаки Пожирательницы). Так любой грешник, осознающий свою греховную природу, на его месте выберет ту религию, в которой отсутствует в загробном мире беспристрастный суд Осириса, ознаменованный присутствием богини Маат, поскольку его перспективы на рай будут весьма призрачными, вселяя уныние ещё при жизни.
  Толи дело в религии христиан времен средневековья («в религии грешников»), знай себе: «греши, и кайся!», а финансовые пожертвования на Церковь и того благодатнее, легко открывали перед грешником врата Царствия Небесного, «чему свидетельствовала» бойкая торговля индульгенциями в Римско-католической церкви в XVI веке, наравне с практикой отпущения грехов священниками, что касалось и других конфессий. Нижеследующий текст, выделенный символами ***, послужит тому подтверждением.


*             *             *             *             *


  Не только религия Древнего Египта утратила свою привлекательность для её последователей по причинам, приведенным выше, и впоследствии ещё и насильственным образом была искоренена Христианством, но и с религией Древнего Рима произошла та же трагедия, о чем свидетельствует византийский историк V века, Зосима. Он обосновал приверженность Константина I к религии христиан тем, что христианский Бог мог прощать и самые тягчайшие грехи, на прощении которых Константин не мог рассчитывать, исповедуя религию своих предков. И связано это было с тем, что в 326 году по приказу Константина был убит его сын, уличенный в связи с молодой женой императора, которую также предали смерти:

«в 324 году (Константин) расправился со своим бывшим союзником, Лицинием, и после этого, как с явным сожалением отмечает Зосима, вся империя оказалась под властью Константина.
Теперь Константину, которому, когда он стал самым могущественным человеком в мире, уже перевалило за 50, больше не было нужды скрывать свою «злобную натуру». Она проявилась, как утверждает Зосима, когда у него возникло подозрение, будто его молодая жена Фауста вступила в любовную связь с его сыном от прежнего брака, Криспом. Молодой человек был немедленно казнен. Но Фаусту по решению Константина ждала еще худшая участь: ее заперли в раскаленной бане, где она в конце концов и задохнулась.


Когда же дело было сделано, Константин, по словам Зосимы, начал вдруг терзаться виной. Одно дело – убивать врагов в бою, и совсем другое – прикончить жену и сына. Возможно, он боялся, что боги нашлют на него страшную кару, как они поступили с мифическим Танталом, убившим своего сына Пелопса: этот бессердечный отец был приговорен провести вечность, стоя по шею в воде, страдая от безумной жажды и от того, что прохладная вода, стоило ему наклониться, чтобы испить ее, сразу исчезала.
Желая избежать такой участи, Константин созвал на совет священников и мудрецов, но все они сказали ему, что такое страшное преступление нельзя искупить.


Случилось так, что в это время в Риме появился египетский христианин. В начале IV века христиане составляли меньшинство среди населения империи, но в некоторых крупных городах Церковь имела много последователей. Император Диоклетиан (правил в 284–305 гг.) не питал приязни к этому развивающемуся религиозному культу и в 303 году издал указ о том, что церкви должны быть снесены, а копии Писания уничтожены.
Христиане, занимавшие высокие посты в государстве, должны были быть понижены в ранге и принести в приказном порядке, под страхом смерти, жертвы богам. Указ приводился в исполнение, хотя и не целиком и полностью, и многие христиане приняли смерть за свою веру, однако Церковь в целом не была уничтожена и даже при императорском дворе осталось несколько христиан. Знакомство с некоторыми из них привело к тому, что гость из Египта был допущен к Константину.
Он заверил императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи.

Как сообщает Зосима, Константин проглотил наживку.» (7)
(Византия. История исчезнувшей империи. Джонатан Харрис. 2017)


  В контексте ранее обоснованного вывода о том, что верховные жрецы касты заупокойного культа религии Древнего Египта стали идеологами религия ранних христиан, привнеся в неё все свои наработки трех тысячелетий, следует особо обратить внимание на упоминание историком V века, Зосимом, страны из которой прибыл в Рим христианин, допущенный к Константину, а это Египет с его столицей того времени, Александрией. Так что оплотом раннего Христианства даже при Диоклетиане оставалась Александрия, вполне очевидно, благодаря деятельной поддержке ранних христиан кастой жрецов заупокойного культа религии Древнего Египта, большая часть жрецов из которой уже мигрировала в неё к тому времени, став коптскими священниками христианских церквей.


  Эта версия Зосимы, объясняющая приверженность Константина к Христианству, имеет свои очевидные изъяны, однако факт убийства им своего сына и жены имел место, как и закономерная тревога Константина – разделить участь мифического Тантала, лишь в том случае, если он останется верным религии предков.
  Так что и на этом примере можно убедиться в том, что церковный бизнес религии христиан, услуги которого предлагали христианские священники, стал более привлекательным не только для египтян, но и для римлян, уверениями священников, что христианский Бог (посредством Своих наместников на земле, священников,) может прощать христианам даже убийство своих детей и жен, открывая врата христианского рая, Царствия Небесного!!!


  Стоит ли удивляться тому, что не только «Константин проглотил наживку», как об этом сообщает Зосима, но и подавляющее большинство, в частности, египтян, осознающих свою греховность, последовали его примеру, нисколько не опасаясь умножать свои греховные деяния, в надежде на «всепрощение» христианского Бога.


*             *             *             *             *


  Жрецы заупокойного культа, наблюдая за тем, как неумолимо их религия и бизнес приходит в упадок, а затем и вовсе вытесняются Христианством, движимые своим меркантилизмом, легко переметнулись на сторону более рентабельного бизнеса, влившись в ряды священников христианских церквей, став коптскими священниками этих церквей. Вполне очевидно, что это было предопределено вовлеченность верховных жрецов заупокойного культа в формирование догматики раннего Христианства, которые, фактически, таким образом подготовили почву для миграции жрецов своей касты из приходившей в упадок религии Древнего Египта в созданную по их «клеше» религию христиан, поэтому и ставшую наследницей религиозных приоритетов касты жрецов заупокойного культа.
  Так что по крайней мере одна из двух каст жрецов религии Древнего Египта могла легко смериться с упадком своей религии, а затем и вовсе безболезненно для себя её покинуть, влившись в ряды коптских священников христианских церквей.


  Аналогичный процесс происходил более трех тысячелетий до этого, когда часть жрецов проторелигии доисторического Египта, меркантильная по своей природе, легко перешла в стан дельцов заупокойного бизнеса, основавших религию Древнего Египта, чей бизнес процветал, благоденствуя, первые два тысячелетия из отпущенных ему трех тысячелетий.
  В додинастические времена каста жрецов заупокойного культа формировалась в большинстве своем из служителей культа пришлых племен, которые были вынуждены мигрировать в долину Нила из-за катастрофических последствий усыхания климата в северной Африки, что и предопределило их готовность отказаться от концепции реинкарнации.

 

  Через три тысячелетия уже жрецам заупокойного культа пришлось также мигрировать, покидая приходившую в упадок (по их же вине) религию Древнего Египта, на подготовленную их верховными жрецами «почву» религии ранних христиан, теология и догматика которой благоприятствовали массовому исходу жрецов заупокойного культа из религии Древнего Египта.


  И если в религии Древнего Египта каста жрецов заупокойного культа контролировала лишь часть религиозной сферы жизни египетского общества, уступая первенство касте жрецов разнообразных богов Древнего Египта, что дополнительно усугубилось к концу I тысячелетия до н. э., то в религии христиан её религиозные приоритеты приобрели доминирующее влияние на все аспекты жизни христианского мира.


  Вот второй касте жрецов религии Древнего Египта, представленной жрецами разнообразных её номовых богов (языческих), повезло куда меньше, а их антагонизм с жрецами заупокойного культа с возникновением Христианства, естественно, обратился для них жестокими гонениями с готовностью стереть язычество с лица земли, чем и отличилось Христианство, преследуя с особой жестокостью полтора тысячелетия язычников и прочих еретиков.

  Значительная часть жрецов, признанных язычниками, благодаря своей высокой духовности, придерживалась концепции реинкарнации, унаследованной из проторелигии доисторического Египта, а это, как показывает история религии Древнего Египта, представляло фатальную угрозу для бизнеса жрецов заупокойного культа, что и привело к упадку их религии в I тысячелетии до н. э.

  Таким образом, и преследование язычников апологетами Христианства также является следствием влияния идеологов религии ранних христиан из числа верховных жрецов заупокойного культа религии Древнего Египта, которые и усматривали в язычниках потенциальную угрозу для своего уже церковного бизнеса, памятуя о причине упадка заупокойного бизнеса в Египте.


  Так что наследственная предрасположенность к меркантилизму в среде служителей культов, унаследованная ими из опыта их предыдущих реинкарнаций, из века в век находит достойное этим способностям применение, в чем и можно убедиться на примере миграции основоположников заупокойного бизнеса в долину Нила в IV тысячелетии до н. э., которые бесконфликтно адаптировались к религии доисторического Египта, преобразовав её в элитарную религию Древнего Египта. А по прошествии трех тысячелетий подготовили почву для следующей своей миграции, подчинив своему влиянию религию ранних христиан, чтобы уже властвовать в религиозной жизни христианского мира безраздельно.


  На сем можно и завершить в общих чертах «эпопею» становления заупокойного бизнеса религии Древнего Египта (основанной на парадигме религиозного мышления, отрицающей реинкарнации), завершившуюся миграцией касты жрецов заупокойного культа в религию (ранних) христиан, догматика и теология которой воплотили в себе все их религиозные приоритеты.

  Детализация некоторых этапов развития религии Древнего Египта приведена в разделе, посвященном реальной (истинной) причине религиозной реформы фараона XVIII династии, Аменхотепа IV-Эхнатона, которая весьма далека от представлений о ней «большинства современных египтологов» (Н. Ривз). Реальная причина и цель реформы Эхнатона


            2020 – сентябрь 2021


Литература


Хронология истории Древнего Египта приведена по П. Монте, за некоторыми исключениями.
1. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. изд. «Наука». 1976.
2. А. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. Изд. «Азбука-классика». 2008.
3. Геродот. История. Кн. II.14 …???
4. Порфирий. О воздержании. Кн. IV, 6–9 «Об обычаях египетских жрецов».
(http://www.egyptology.ru/antiq/Porphyrii2.pdf)
5. Б. А. Тураев. Культурно-исторические памятники Древнего Востока. Москва. 1915. Рассказ египтянина Синухета.
6. Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)
7. Д. Харрис. Византия. История исчезнувшей империи. 2017.